Меню

Методика теста

Опросник профессиональной готовности

Методика позволяет диагностировать субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей.

Готовность - это активное состояние личности, отражающее содержание стоящей перед ней задачи и условия предстоящего её решения, выступающие условием успешного выполнения любой деятельности.

Согласно мнению автора, о степени готовности к успешному функционированию в определённой профессиональной сфере можно судить на основании наличия, успешности реализации и эмоционального подкрепления у обучаемых профессионально-ориентированных навыков и умений.

В основу опросника положен принцип оценки:

  • Своих возможностей в реализации определённых умений (трудовых, социальных и т.д.);
  • Своего реального, сформированного на основе личного опыта эмоционального отношения, возникающего при выполнении описанных в опроснике видов деятельности или занятий;
  • Своего предпочтения или нежелания выполнять действия (занятия) в будущей профессиональной деятельности.

Достаточная выраженность этих компонентов - показатель высокого уровня готовности человека, его активности, самостоятельности в процессе деятельности.

Измеряемые параметры

  • Умение - Шкала оценивает реальные умения субъекта.
  • Отношение - Шкала оценивает отношение субъекта к тому или иному виду деятельности.
  • Желание - Шкала оценивает желание субъекта заниматься той или иной деятельностью.

Литературные источники:
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С. 122-130.

Опросник профессиональных предпочтений (модификация теста Голланда)

Каждый человек по своим личностным качествам подходит к определённому типу профессий. Данная модификация теста Голланда, основанная на соотнесении типов профессии с индивидуальными особенностями человека, призвана помочь выбрать профессию с учётом, в первую очередь, личностных особенностей.

Дифференциально-диагностический опросник

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид.

Название типов профессий по столбцам:

  • Человек-природа - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
  • Человек-техника - все технические профессии.
  • Человек-человек - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
  • Человек-знак - все профессии, связанные с обсчётами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
  • Человек-художественный образ - все творческие специальности.

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться, и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.